|
|
В началоГороскопыБИБЛИОТЕКА :: ФРАГМЕНТЫАвторыастрологическиеАнонсыСервисыКонсультации и обучение |
В.В.Г. Elementa AstrologicaКупить книгуСодержаниеПредисловиеГлава 1Глава 8 |
Астрологическая литература |
Расписание лектория |
В.В.Г.
|
назад | Глава 1 , стр.3 | читать дальше |
На самом деле система как нечто единое - это относительное понятие. Системы рассматриваются при этом как закрытые, самодостаточные. Однако в реальности систем полностью закрытых, строго изолированных от внешнего мира, не существует. Все они в той или иной мере открыты - для внешнего мира, для взаимодействий с другими системами. Но на первых шагах изучения некоторой конкретной системы полезно подчеркивать именно единство ее элементов, а их связи с окружающим миром учитывать только на следующих этапах изучения этой системы. Например, компьютер можно рассматривать как систему (подробнее см. ниже), и вполне можно поначалу изучать один единственный компьютер - ведь он вполне работоспособен и эффективен. Однако раньше или позже придется учитывать и влияние на компьютер явлений окружающего мира, не включенных в понятие о компьютере как о системе. Например, перепады напряжения в питающей компьютер электрической сети, наводки электромагнитных полей - все они влияют на функционирование компьютера, и это влияние показывает, что компьютер не есть абсолютно замкнутая система. Далее, после изучения компьютера самого по себе приходится рассматривать и компьютерные сети - ассоциации компьютеров, в которых компьютеры уже лишены свойства абсолютной самодостаточности. Многие их функции теперь разделены, при этом возникает новая система - компьютерная сеть. Ее поначалу тоже можно рассматривать как нечто самодостаточное и единое (объединенное сервером - "главным" компьютером этой сети). Но потом и это образование оказывается не вполне замкнутым в себе - так возникают глобальные компьютерные сети. И так далее… Поэтому понятие системы как единого, самодостаточного образования - относительно.
Роль системного подхода в определенной области знания (которая доросла до такого подхода) заключается в рассмотрении некоторой (соответствующей этой области знания) системы как единого целого, а не только как собрания своих отдельных элементов.
Термин "система" - греческого происхождения, systзma - целое, составленное из частей. Термин "элемент" происходит от латинского elemеntum - стихия, первоначальное вещество. А вот множественное число - elementa - означает основания, фундаментальные начала.
Вот некоторые ПРИМЕРЫ систем:
Человек - это система, состоящая из огромного числа элементов и их ассоциаций. Долгое время пытались изучать человека "по частям" - отдельно только его физические характеристики (да еще и их разделяли на отдельные группы), отдельно только его духовную жизнь, отдельно только профессиональные навыки и др. Но, в конце концов, пришли к выводу, что человек - это именно СИСТЕМА и его нужно изучать целиком, если мы хотим понять его суть. Таков современный подход к изучению человека (в психологии, в социологии, в медицине и в некоторых других областях знания).
Человеческий коллектив - это тоже система. Самое подробное изучение только ее элементов - отдельных членов коллектива - далеко не всегда дает возможность понимать поведение коллектива в целом. Очень показательный пример тут - футбольная команда. Можно собрать 11 футболистов, каждый из которых - очень хорош в своем амплуа (вратарь, защитник, нападающий - левый или правый и др.). Но если их выпустить на поле, то вовсе не факт, что эти игроки выиграют матч даже у команды, составленной из заведомо более слабых, но хорошо сыгранных между собой (т.е. образующих вместе систему), игроков… Примеры мы видим сплошь и рядом на стадионах и на экранах телевизоров.
Государство - тоже система, тут люди - это элементы системы, структура - это администрация, объединяющий же принцип персонифицируется (обозначается в виде отдельного человека) как правитель государства (царь, президент и т.п.) или же, говоря более возвышенно, проявляется как государственное самосознание.
Солнечная система - это тоже система (это следует из самого названия!). Тут центр - это, конечно, Солнце, а элементы - космические тела в Солнечной системе (планеты, их спутники, астероиды, планетоиды, кометы и др.).
Еще один пример системы - компьютер. Тут все организовано на основе процессора (ЦП - центральный процессор), все остальные составляющие компьютера - это его элементы (память, блок питания, видеоплата, монитор и др.).
В качестве полезного упражнения для освоения понятия системы я предлагаю читателю выделить в окружающем его мире 5-10 конкретных систем (в качестве подсказки: это может быть семья, студенческая группа, группа домашних животных или одно такое животное и др.).
Выше были приведены примеры конкретных систем, взятые из нашей реальной жизни. Но системный подход применим и в абстрактных областях знания. Абстрактная система задается некоторым предикатом (т.е. логическим сказуемым, указывающим на некоторое свойство элементов и их групп), множеством элементов и аксиомами (отношениями на этом множестве). Например, математические теории задаются основными понятиями и аксиомами. Таковы, например, теория натуральных чисел (она задается аксиомами Пеано) и геометрия (она задается аксиомами Евклида в их уточненном современном варианте, т.е. аксиомами Паша-Гильберта).
Теория систем как исследовательский метод во многих областях знания поначалу имела очень хорошие перспективы, но потом немного "выдохлась". Современные сочинения по теории систем довольно аморфны, в них много общих рассуждений, много иллюстративных примеров, но нет четкой теоретической базы, а потому нет и ТЕОРИИ. Подлинную базу теории систем может дать астрология (и эзотерические знания в целом). В астрологии уже очень давно разработаны подходы, которые так и просятся в рамки общей теории систем как методологические принципы. Так что изложение астрологии на основе теории систем полезно для обеих составляющих - и для астрологии, и для общей теории систем.
[...]
назад | Глава 1 , стр.3 | читать дальше |
Подписаться на
"Новости Урании"