|
|
В началоГороскопыБИБЛИОТЕКА :: ФРАГМЕНТЫАвторыастрологическиеАнонсыСервисыКонсультации и обучение |
ал-Бируни. Книга наставленийКупить книгуСодержаниеПредисл.: И.Вичайте Р.Броль§§: 489-492-494-499-506-509 |
Астрологическая литература |
Расписание лектория |
Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни
|
назад | ПРЕДИСЛОВИЕ, стр.1 Ирина Вичайте |
читать дальше |
Несмотря на то, что история астрологии ещё таит в себе много мифов и неисследованных областей, многочисленные почитатели её загадок и возможностей в той или иной мере уже знают: астрологи древности пользовались принципиально иной системой астрологических знаний, чем та, которая формировала имидж астрологии в XX веке.
Массовый интерес к древним астрологическим техникам спровоцировала работа уже широко известных в астрологических кругах всего мира американцев — Роберта Шмидта, Роберта Хэнда и Роберта Золлера. Проект получил называние Hindsight и стартовал на базе издательского дома The Golden Hind Press в 1993 году. Любопытно, что этот издательский дом был основан в 1985 году исследователями истории науки — Эллен Блэк, Клиффордом Мартином и Робертом Шмидтом, замыслы которых были далеки от перевода текстов, имеющих отношение к астрологии.
Дело в том, что, начиная с конца XVII века и вплоть до наших дней, в среде учёных утвердилось отношение к астрологии как к разновидности древних суеверий и мантических практик. Благодаря «отцу современной химии» и основателю первой в мире академии наук лорду Роберту Бойлю (1627–1691), базовые элементы астрологии «огонь», «вода», «воздух», «земля» не выдержали новых критериев химической атрибуции и были исключены из статуса «первоэлементов»*. Астрология перестала быть равноправной дисциплиной в корпусе естественных наук, мало-помалу была изгнана из университетов Европы и стала находить поддержку в кругах мистиков, эзотериков и оккультистов. Это привело к тому, что и историки науки почти исключили астрологию из сферы своих интересов. Работы Л. Торндайка или Д. Пингри стали завидным исключением XX века, поскольку большинство учёных всего мира было склонно рассматривать астрологию как остаточные формы языческих астральных культов или гносеологический атавизм.
Древняя система астрологических знаний оказалась малодоступной для объективной оценки исследователей, в том числе и потому, что требовала знаний самой астрологии. Даже имевшиеся немногочисленные переводы старых мастеров астрологии с греческого, латыни или арабского изобиловали неизбежными искажениями переводчиков, которым были неведомы ни термины старой астрологии, ни её техники, ни её подходы. Ещё сложнее обстояло дело с комментариями — невозможно комментировать дисциплину, ключи к которой сокрыты в глубине веков. Современные астрологи при всём желании не могли подключиться к комментаторской работе, поскольку астрология нового времени значительно отличается от своей предшественницы. Ситуация становилась если не тупиковой, то почти неподъёмной. Львиную долю образовавшихся проблем принял на себя американский проект Hindsight . Именно знаток эллинизма Роберт Шмидт, медиевист Роберт Золлер и универсал Роберт Хэнд начали восстанавливать первые базовые ключи старых техник. Немаловажную роль в этом процессе сыграл интерес английских астрологов к хорарной астрологии и освоение ими в 80-х–90-х гг. XX века наследия своих соотечественников — в первую очередь «Христианской астрологии» Вильяма Лилли. Знаток, последователь и остроумный популяризатор концепций английских астрологов середины XVII века Джон Фроули взял на себя риск и труд публичной демонстрации древних техник прогнозирования: во второй половине 90-х годов он выступал в прямом эфире британского телевидения с прогнозированием спортивных состязаний. Процесс поиска и перевода на современные языки трактатов древних мастеров астрологии захватил многие страны мира. Мы можем говорить об испанской школе переводчиков Сирвенты, о переводческой деятельности итальянца Джузеппе Беццы, об изысканиях английских, австралийских, французских, нидерландских, российских, среднеазиатских исследователей. Сегодня уже можно констатировать: лавинообразно растёт не только число разысканных в книгохранилищах трактатов старых мастеров астрологии, но и число уже переведённых на современные языки и изданных трактатов. Соответственно растёт число людей, которые способны профессионально применять древние астрологические техники на практике и обучать этим техникам. Растёт и число исследователей системных различий между самыми разными ответвлениями «старой» астрологии. Ежегодно в астрологический обиход вводятся всё новые и новые особенности старых астрологических техник. Астрологи самых разных стран мира обмениваются переводами старых текстов и всё более обширными комментариями к ним. Мало-помалу совместными усилиями устраняются исторические пробелы и мифы, которые долгое время были попыткой компенсации отсутствующих исторических фактов. В итоге возникает возможность постановки задачи выявления онтологических связей таких культурно-исторических феноменов, как астрология эллинизма, индийская астрология (джиотиш), астрология арабского мира и западноевропейская астрология IX–XVII веков. Опубликованные переводы и комментарии уже позволяют говорить о том, что ещё двадцать-тридцать лет назад было неочевидным: астрология эллинизма, индийская, арабская и западноевропейская ренессансная астрология представляют собой единую астрологическую систему, базовые элементы которой были сформированы в эпоху эллинизма и просуществовали без разрушающих старую астрологическую базу модификаций вплоть до XVIII века.
Поскольку эта древняя астрологическая модель выдержала испытание временем и продемонстрировала уникальные возможности гносеологической адаптации ко всем основным религиям мира (буддизму, иудаизму, христианству и исламу), правомерно поставить под сомнение распространённую в самых разных странах маркировку астрологии как дисциплины сугубо эзотерической, мистической, мифологической, психологической или оккультной.
назад | ПРЕДИСЛОВИЕ, стр.1 Ирина Вичайте |
читать дальше |
Подписаться на
"Новости Урании"