Астрологический портал издательства Мир Урании: гороскопы, статьи по астрологии, астрологические сервисы и услуги

Астрологический

прогнозы
статьи
сервисы
услуги

портал

 
В началоГороскопыБИБЛИОТЕКА :: СТАТЬИАвторыастрологическиеАнонсыСервисыКонсультации и обучениеНаписать нам письмо
Астрологическая
литература
Лекторий Урании приглашает:

22-23 апреля 2017 г. на семинар Дениса Куталева "РЕКТИФИКАЦИЯ КАК СУММА ЗНАНИЙ АСТРОЛОГА"
Место проведения: конференц-зал гостиницы "Эрмитаж", время занятий: с 11 до 18 ч.
Расписание
лектория
астролог Алексей Агафонов

А.Агафонов
Два адмирала

  England expects that every man will do his duty
  Admiral Lord Nelson

Мальчишки любят море, паруса и рассказы о подвигах и приключениях. Взрослые восхищаются мощью и совершенством кораблей, слышат свист и завывания ветра, торжественный и мрачный хор океанских валов, впитавший голоса тех, кто никогда не вернется домой.

Историки, поэты, астрологи - каждый по-своему ищет разгадку мистических морских историй с их загадочными совпадениями, явными и неявными пророчествами, с их символизмом, то бьющим в глаза, как блики солнца на волне летним днем, то завораживающим, как кружение пенных хороводов.

И еще люди любят легенды о могучих империях, их взлетах и падениях. А что олицетворяет империю лучше, чем ее военный флот? Это гордость, любовь и боль любой страны, простирающейся вдоль моря. Военно-морские офицеры - элита нации. И ее зеркало.

Британская империя гордилась своим флотом. Несколько веков подряд он был сильнейшим и лучшим в мире. Знаменитые британские адмиралы командовали эскадрами и флотилиями и выигрывали морские сражения. Судьбы двоих из них оказались странным, мистическим образом связаны. Первый застал империю на тяжелом подъеме и отстоял ее честь в кровавых сражениях. Второй жил уже в те времена, когда могущество империи было неоспоримо. Но ее разъедал системный кризис, а впереди ожидали крушение, распад и - уже сегодня - открытые кингстоны и чужие песни, уход под этнически чуждые волны, медленный, безнадежный, почти добровольный. И растворение.

1. Трайон и Нельсон

Адмирал сэр Джордж Трайон во второй половине XIХ века был одним из лучших офицеров британского королевского флота. Однако с его именем связана трагическая загадка, до сих пор не получившая полного объяснения.

Трайон родился 4 января 1832 года в родовом поместье в графстве Нортгемптон.


Рис.1. Джордж Трайон в молодости

Многообразная деятельность Трайона протекала в переломный период в истории военных флотов. На смену парусникам пришли броненосцы, крейсера, миноносцы. Флотоводцы были вынуждены экспериментировать, осваивая новые маневры, новую тактику ведения боя. В начале своей карьеры Трайон командовал парусниками, а в зрелые годы - кораблями с паровыми двигателями. Он немало сделал для развития тактики ВМФ. Этот разносторонний чловек также выполнял серьезные дипломатические поручения, проводил большую организационную работу и его перу принадлежит как минимум одна книга.

Трайон блестяще провел морские боевые учения в 1888-1890 годах, и в 1891 году был назначен командующим Средиземноморской эскадрой. Средиземное море - морское сердце Европы. Эта эскадра издавна была важнейшей и наиболее боеспособной частью британского флота.

Именно командуя средиземноморской эскадрой, знаменитый британский адмирал Горацио Нельсон в начале XIX века одержал свои самые блестящие победы в войне с французским флотом.


Рис. 2. Адмирал Горацио Нельсон

Нельсон - легенда. Это и поныне мифологический герой для любого британского (и не только британского) морского офицера. Нельсон из тех, благодаря кому Британию называют Великой (Grate Britain) - хотя империи уже нет.

Нельсон был создан для войны. Он был ярчайшим проявлением архетипа Ареса/Марса: бросался из сражения в сражение, добиваясь славы, побед, почестей, теряя руку, глаз, жизнь, защищая и прославляя на самом деле Британию, которая даже не похоронила его в Вестминстерском аббатстве и завершила строительство знаменитой колонны Нельсона лишь в 1867 году на деньги русского царя…

Без него история Англии могла бы сложиться совсем по-другому. Как в 1940 летчики спасли остров от немецкого десанта (конечно, не только они), так в 1805 моряки спасли Англию от десанта французского. Причем Наполеон готовился к нападению гораздо серьезнее, чем Гитлер.

Вот карта Нельсона (29 сентября 1758; 9.30 GT; 52N38; 1E18). Оценим ее коротко (мы к ней еще вернемся). Марс на Asc - здесь все понятно, воин. Луна в Деве на МС? Основная потребность - служить и заботиться. А также потребность в известности, славе, народной любви. Мягкий, заботливый начальник! Управитель Х дома - Меркурий, в XII доме, в секстилях с Юпитером, Плутоном и Нептуном. Врач! Психотерапевт! Поэт!

Вот так Нельсон, вот так сукин сын! Задал он астрологам задачку!


Рис. 3. Адмирал Нельсон

Трайону не пришлось участвовать в сражениях такого масштаба, как битва при Трафальгаре, покрывшая Нельсона и весь британский флот неувядаемой славой. Фактически, почти вся служба Трайона прошла в мирное время (за исключением Крымской войны). Трайон зарекомендовал себя экспериментатором, знающим, волевым, но своенравным и упрямым командиром. Он никогда не отступал от принятого решения.

Рис. 4. Фотографии Дж.Трайона

На фотографиях - волевой, упрямый человек, по-видимому, с Асцендентом в земной стихии, судя по отзывам современников и характерной "бычьей" внешности - в Тельце.

В таком случае его ректифицированная карта выглядит так (4 января 1832; 12.14 GT; 52N14; 0W54):


Рис. 5. Адмирал Трайон

Асценденты Нельсона и Трайона - в оппозиции по знакам. Их темпераменты прямо противоположны. Однако, судя по их синастрии, некоторые качества Нельсона привлекали, будоражили Трайона.

Первое, что бросается в глаза в карте Нельсона - Марс в Скорпионе на Асценденте. Это - его безумная храбрость и презрение к опасности. Еще в 14 лет в полярной экспедиции он погнался за белым медведем - хотел победить его в рукопашной. Белого медведя! Зверя отогнали выстрелом из пушки, а подросток стал любимцем команды. Потом Нельсон ходил на абордаж, был неоднократно ранен…

Нельсон - воин, Трайон - организатор, тактик, возможно, даже стратег.


Рис. 6. Синастрия Трайон - Нельсон (во внешнем круге)

Марс Нельсона - в VII доме Трайона, он словно бросает ему вызов. Солнце Трайона в секстиле к Марсу (и личной оси) Нельсона: ему нравится отвага и вообще манера поведения, темперамент Нельсона. Возможно, он даже хотел бы построить стратегию своей жизни (Солнце и МС Трайона - в Козероге), в чем-то подражая Нельсону. И это естественно: Нельсон - национальный герой, легенда. Пример для каждого британского военного моряка.

Но Марс Нельсона - и в квадрате к Урану Трайона. А вместе с Нептуном Нельсона и Хироном Трайона эти четыре планеты образуют Большой крест! Роковая комбинация!

А что символизирует этот квадрат Марса к Нептуну в карте Нельсона?

Конечно, это гибкая тактика. Безусловно, это и военная хитрость, и идеализм. Очень вероятно, что это -- следование миссии, предназначению. Возможно и еще одно, несколько рискованное, описание этого аспекта.

Нельсон видел вещие сны, знал, что погибнет при Трафальгаре и, фактически, сознательно подставил себя под пули французских снайперов. Отказавшись снять мундир с роскошным золотым шитьем и сверкающие ордена, стоя на капитанском мостике корабля, сошедшегося вплотную с флагманом неприятеля, он стал легкой добычей.

Трудно сказать, почему Нельсон отказался от попыток сберечь свою жизнь в Трафальгарской битве. Может быть, он устал от сражений. Возможно, хотел создать из своей судьбы героическое произведение искусства с трафальгарской смертельной кульминацией. А может быть, участие в массовых кровопролитиях, приказ о казни французских пленных измучили совесть сына приходского священника и богослова. Прочтите это предложение еще раз. Да, Нельсон - сын, внук и правнук священников, начавший службу юнгой. Добившийся всего отвагой и умом. Он не мог не верить - но на войне не раз был жесток.

Нептун Нельсона управляет IV домом предков и находится в IX доме мировоззрения. Он поражен Марсом, находящимся на острие Asc. Личность против веры. В Нельсоне причудливо уживались идеализм, романтика - и жестокость, безоглядная храбрость. О чем и говорит квадрат Марса к Нептуну.

И именно этот квадрат составляет напряженную конфигурацию с мощным Ураном и осью Лунных Узлов Трайона. Подстегивая его способность к нетрадиционным, нетривиальным решениям. Будя его изобретательность, новаторство. Заставляя проявить свой Северный Узел во Льве и в V доме - то есть сыграть яркую роль. Однако Уран Трайона - на его Южном Узле. Ему не стоит слишком увлекаться оригинальностью.

Юпитер Нельсона в соединении с Марсом Трайона. Блестящий и успешный авантюризм Нельсона опирался на интуицию и веру (Юпитер в бисекстиле с Меркурием и Нептуном). Но если Марс Трайона захочет подражать Юпитеру Нельсона, быть беде: Марс в квадрате к Сатурну Трайона, хозяину его МС: возможен подрыв репутации и даже опасность для его жизни.

2. Катастрофа близ Триполи

С именем адмирала Трайона связана одна из самых громких и бессмысленных (на первый взгляд) морских катастроф.

22 июня 1893 года близ Триполи эскадра под его командованием совершала маневр, готовясь войти в гавань. Эскадра была построена в две кильватерные колонны. По плану адмирала колонны последовательно, корабль за кораблем, должны были повернуть на 180 градусов навстречу друг другу, и снова образовать тот же строй. Все было обсуждено заранее, причем Трайон вначале предполагал развернуться на дистанции 6 кабельтовых (чуть более 1100 метров). Офицеры тактично напомнили ему, что это очень опасно. Поразмыслив, Трайон согласился увеличить дистанцию между колоннами, по крайней мере, до 8 кабельтовых. Но затем отменил свое распоряжение.

К 14 часам 20 минутам эскадра оказалась примерно в 4 милях северо-восточнее Триполи. Правую колонну вел броненосец "Виктория", флагман эскадры, на котором находился адмирал Трайон. Командовал "Викторией" Бурк, но фактически и флагманом, и всей эскадрой управлял Трайон. Левую колонну возглавлял "Кэмпедаун". На его мостике находились капитан корабля Джонстон и контр-адмирал Маркхэм - безынициативный и малопригодный для морских походов офицер ("сухопутный адмирал"). "Виктория" находилась в 6 кабельтовых от них.

Трайону напомнили об этом. Однако командующий ответил: "Оставить 6 кабельтовых!" - и поднялся на кормовой мостик (оттуда были лучше видны следовавшие в кильватере корабли эскадры).


Рис. 7. Броненосец "Виктория"

В 15 часов 28 минут на мачте флагмана развернулись флажки семафора - начать маневр. Маркхэм был поражен. Ведь расстояние между колоннами составляло всего 6 кабельтовых! Повернувшись к Джонстону, контр-адмирал недоуменно произнес: "Но это же невыполнимо!" - и, предположив, что сигнальщики флагманского броненосца что-то напутали, тут же велел поднять ответный сигнал до половины мачты. Это означало, что приказ Трайона нуждается в уточнении.

Трайон к этому времени перешел на носовой мостик и приказал передать Маркхэму: "Чего вы ждете?" О согласии увеличить дистанцию между колоннами до 8 кабельтовых он и не вспомнил.

"Возможно, они собираются обогнуть нас с внешней стороны строя, оставив по правому борту…" - промолвил Маркхэм. К сожалению, он мог только догадываться о намерениях флагмана.

А тот спокойно стоял перед штурманской рубкой, поглядывая на корабли, идущие за "Викторией". Наконец, Бурк не выдержал: "Мы рискуем оказаться слишком близко от "Кэмпедауна", сэр. Не пора ли нам предпринять что-нибудь?" Трайон молчал. Через некоторое время командир "Виктории" вновь обратился к адмиралу - он просил разрешения дать левой машине ход назад, а потом отработать "полный назад" обеими машинами - только так теперь можно было смягчить ставший уже неизбежным удар. Бурк обращался к Трайону трижды. Наконец, адмирал, как будто очнувшись, увидел близящийся "Кэмпедаун", и отдал соответствующий приказ. Но время было упущено. За считанные секунды до столкновения Бурк отдал приказ срочно задраить двери в водонепроницаемых переборках, межпалубные люки и вынести пластырь для заделки пробоины.

В 15 часов 41 минуту 10600 тонн "Кэмпедауна" на скорости 6 узлов ударили в правый борт "Виктории". Острый таран на 3 метра пронзил небронированный участок корпуса флагманского броненосца впереди носовой башни главного калибра. Один из унтер-офицеров, отдыхавших в своей каюте, был насмерть перепуган, увидев над своей головой нос чужого корабля.

Примерно с минуту броненосцы стояли, сцепившись друг с другом. Потом машины "Кэмпедауна" заработали "полный назад", вздымая под кормой горы пены, и стальной таран со скрежетом вышел из пробоины, куда тотчас же с ревом хлынула вода.

Капитан Бурк попытался отвести свой поврежденный броненосец к берегу, чтобы посадить его на отмель, но это привело лишь к тому, что напор воды, хлынувшей внутрь "Виктории", усилился. Броненосец так скоро садился носом, что матросов, пытавшихся по пояс в воде завести на пробоину пластырь, пришлось отозвать с полубака.

А что же Трайон? Внешне спокойный, адмирал осведомился у старшего офицера, сколько еще "Виктория" продержится на поверхности, и, получив обнадеживающий ответ, передал командирам кораблей не торопиться со спуском шлюпок.

Спустившись вниз и проходя по слабо освещенным коридорам, капитан Бурк видел, как матросы торопливо задраивали двери в переборках. Заглянул в котельное и машинное отделения - там все оставались на местах. Да и на других постах моряки несли службу, будто ничего не случилось. Почти всем им через несколько минут довелось разделить участь своего корабля…

Поднявшись наверх, Бурк увидел на верхней палубе моряков и солдат морской пехоты. Выстроившись по левому борту, они терпеливо ждали команды спускать шлюпки, но Трайон безмолвствовал, хотя броненосец все больше кренился. Наконец, когда на палубе стало уже трудно стоять, Трайон обратился к Хокинс-Смиту: "Кажется, мы идем ко дну…"

"Да, сэр, вы правы!" - отозвался флаг-штурман и тут же услышал, как командующий негромко, как бы самому себе, сказал: "Это моя ошибка".

Поздно! "Виктория" резко повалилась на борт, с грохотом легла на воду, перевернулась, придавив барахтавшихся людей, задрала корму с вращавшимися винтами и скрылась под водой вместе с большей частью команды и адмиралом. Через несколько секунд из пучины донесся протяжный гул - это взорвались котлы броненосца. Море взбурлило, выбросив на поверхность обломки, перевернутые шлюпки и безжизненные тела. Удалось спастись ровно половине команды - и не в последнюю очередь потому, что большая часть команды не умела плавать.

В этот день жена Трайона в Лондоне принимала в своем салоне гостей - аристократов, сливки британского истеблишмента. Вдруг посреди комнаты появился Трайон - бледный, в мундире со всеми регалиями. Пораженные гости отшатнулись от призрака. Адмирал прошел через комнату, открыл двери и вышел На следующий день, когда пришло известие о катастрофе, весь Лондон был в трауре.

3. Броненосец "Виктория"

На каком корабле отправился Трайон в свой последний путь?

Это был броненосец "Виктория", названный в честь английской королевы. Он был построен по последнему слову техники, но пользовался дурной репутацией "невезучего" корабля.


Рис. 8. "Виктория" в доке

Известны даты его закладки и спуска на воду, а также город, где расположена верфь. Для начала - карта закладки (не исключено, что она произошла с началом рабочего дня, возможно, часов в 6 утра; но может быть и в полдень):


Рис. 9. Начало строительства "Виктории" (карта "зачатия" корабля)

По карте начала строительства (13 июня 1885; 12.04 GT; 54N59; 1W37) видно, что броненосец, действительно, не особенно счастлив, имея Сатурн между светилами, и до первой крупной аварии ходить ему по морям лет 5-6 (до соединения Солнца с Сатурном или его же квадрата с Ураном). Так и случилось: 29 января 1892 года в бурю "Виктория" была серьезно повреждена о рифы, хотя осталась на плаву. А прожила она (от спуска на воду) всего 6 лет с небольшим.

Спуск на воду 9 апреля 1887 наверняка проходил рано утром, вскоре после восхода - такова традиция. Вот предполагаемая карта:


Рис. 10. Броненосец "Виктория" - спуск на воду.

Здесь очень сильный, огненный, боевой I дом (что отвечает характеристикам корабля), и слабый Х дом - репутация страдает. Сатурн очень плох и зол. Он описывает также командование. Корабль затонул по вине командира. Когда? Когда Сатурн по солнечной дуге сделал квадрат к Марсу, а Уран - квадрат к Сатурну.

Но этот Сатурн - не только командование, но и корпус, дно корабля. В самой конструкции "Виктории" были роковые недостатки, обусловившие ее низкую плавучесть. С ними вошло в резонанс бездарное командование. Адмирал Макаров, анализируя случай с "Викторией", показал, что корабль можно было спасти.

Каковы взаимоотношения адмирала Трайона и его корабля?

Солнце адмирала в оппозиции к Сатурну корабля. Трайон не чувствует себя счастливо на "Виктории". Пребывание на корабле он ощущает как тяжелую обязанность. Обязанности командира угнетают его. Нептун адмирала - в квадрате к Марсу (хозяину I дома) корабля: неясная, обманчивая стратегия адмирала лишает корабль силы.

Теперь (по контрасту и благодаря ностальгии) - об одной роковой любви, прекрасной и чистой взаимной страсти, горевшей вместе с порохом, о ее музыке, в которой грохот пушек сливается с матросской песней и британским гимном. Я не о любви Нельсона и леди Гамильтон. Я о другом - об адмирале Нельсоне и его корабле.

5. Нельсон и его "Виктория"

На портретах Нельсона изображен густо увешанный тяжелыми орденами, в расшитом золотом мундире мужественный адмирал с белыми не от пудры, а уже от седины волосами, с умным, живым, пристальным взглядом. Высокий лоб, довольно большой, но не тяжелый нос и широкий, мягкий, как бы мятый рот, который обычно называют чувственным. Лицо человека, сознающего свою значительность, уверенного в себе.

Портреты, однако, приукрашивали оригинал. Нельсон был небольшого роста, худощав; когда он улыбался или говорил, можно было заметить, что у него плохие зубы. Не мог флотоводец похвастать и крепким здоровьем, а в последние годы жизни он стал даже каким-то изможденным. По словам очевидцев, Нельсон - это "маленькая, исковерканная фигура… с беспокойными движениями и пронзительным голосом". Недвижимый, мутный, мертвый правый глаз и пустой правый рукав, согнутый и пристегнутый под грудью, производил тягостное впечатление на тех, кто видел его впервые.

Современники отмечают, что Нельсон всегда носил мундир со всеми наградами, не меняя его на цивильный костюм даже дома. Объясняют это честолюбием и тщеславием адмирала. Действительно, эти слабости были присущи ему в полной мере. Но есть и другое, простое человеческое объяснение, почему Нельсон не расставался с мундиром и орденами. Рядом со своими соратниками капитанами - с рослым красавцем Самарецем или с мощным, сильным Харди - он выглядел незначительным. Вот эту-то незначительность и должны были устранить многочисленные звезды и адмиральский мундир, в который был облачен щуплый моряк, по выражению одного автора, "хрупкий, как осенний лист".


Рис. 11. Нельсон в депрессии

Характерно, что Нельсону не везло на суше. А руку он потерял, пытаясь захватить испанское золото на острове Тенериф! Он лично возглавил десант, как сказали бы сейчас, морской пехоты, но как только высадился на берег, был опрокинут картечью. Его спас пасынок. Руку пришлось ампутировать, Нельсон впал в жесточайшую депрессию, из которой вышел благодаря леди Гамильтон. Об их взаимной любви написаны тонны книг.

Но любил Нельсон и свой корабль - уже изрядно потрепанную "Викторию", которая в конце XVIII века, в период мятежей на британском флоте служила плавучей тюрьмой.


Рис. 12. "Виктория" на стапелях

"Виктория" - самый знаменитый трехпалубный корабль в истории, флагман английского флота в битве при Трафальгаре -- был спущен на воду 7 мая 1765 года в.Чэпмене (координаты Лондона). Обычно это происходило на восходе - такова была традиция. Карта "Виктории", возможно, выбиралась астрологически: в ней сильные Венера и Меркурий в своих знаках, одна из этих планет владеет Asc. Правда, Сатурн, хозяин МС, лишь в своем терме. Если астролог действительно занимался этой картой, то Сатурн, скорее всего, в XII доме, Меркурий на Asc и Марс (на звезде Ригель) в I доме. В свое время это был быстрый и хорошо вооруженный корабль. Возможно, рецепция между Луной в VII доме и Юпитером во II рассматривалась астрологом как знание замыслов врага и захват вражеских кораблей в свою собственность. Элементы I дома никак не повреждены.


Рис. 13. "Виктория". Спуск на воду

В синастрии карт Нельсона и "Виктории" видим, что эти двое созданы друг для друга, причем Нельсон прославит "Викторию" (как и она его). Луна корабля - на Юпитере Нельсона. Юпитер корабля - в трине к Марсу и Asc Нельсона.

Но привязанность к этому кораблю убивает Нельсона. Аsc и Марс корабля - в его VIII доме. Корабль пробуждает мечты, надежды, иллюзии и идеалы Нельсона: Солнце "Виктории" в квадрате к его Нептуну, а Нептун корабля - на его МС. В этой синастрии слышен гром пушек и победный салют. Но в ней же - и траурный марш (Т-квадрат двух Сатурнов и Нептуна корабля), и неизбежность судьбы (Солнце Нельсона в квадрате к Плутону корабля; аспекты с участием обоих МС).


Рис. 14. Нельсон и "Виктория" (во внешнем круге)

Корабль был спущен на воду, когда Нельсону было менее семи лет.

"Виктория" была его младшей сестрой. Или возлюбленной. Она казалась Нельсону прекрасной: их Венеры и Плутон "Виктории" составляют Большой тригон, причем Венера корабля в оппозиции к Марсу Нельсона, а Марс корабля - в квадрате к Венере Нельсона.

Все это - комбинации страстной любви.

Недаром Нельсон при Трафальгаре отказался покинуть палубу "Виктории" и перейти на более быстроходный и безопасный корабль. Возможно, его привлекало и название. Кроме того, Нельсон всегда лез в самый центр драки. А именно так он и поступил в Трафальгарском сражении на этом линейном корабле, оснащенном множеством пушек, с командой в 850 человек.


Рис. 15. "Виктория"


6. Нельсон при Трафальгаре

Британцам шанс!.. Покорно море.
Отрезан выход в Гибралтар.
И силы двух империй вскоре
Сошлись у мыса Трафальгар.
Суда в настигнутой эскадре,
Встают кильватерной дугой:
Французский лагерь в авангарде,
Испанцы замыкают строй.
Ломая тактики каноны,
С благословения небес
Решает Нельсон две колонны
Вести врагу наперерез.

Пора! Он флаги поднимает,
Началу боя дав сигнал:
"Старушка Англия желает,
Чтоб каждый ей свой долг отдал!"
"Yes, Captain!!!" - эхо разразилось
В ответ на доблестный призыв.
И вот эскадра устремилась
В атаку, паруса раскрыв.
Лорд Коллингвуд на "Соверене"
Отсек испанский арьергард,
И закипели в бурной пене
Отвага, ярость и азарт!
Армады кораблей сцепились,
Надрывно реями скрипя.
Здесь сотни жизней насмерть бились,
Отчаянно сердца скрепя.
Британских комендоров пушки,
Страшившие врага не зря,
Глотали ком картечной стружки
И два ядра в один заряд,
Их выстрел, как метлой свинцовой,
Сметал и дерево, и плоть.
Бой разразился с силой новой, -
Вильнёву не помог Господь.
Ряд Нельсона с другого фланга,
Унюхав порох, входит в раж.
И "Виктори", английский флагман,
Командует начать форсаж.
Под гулкий грохот канонады
Британцы выпускают пар -
Их дьявольские карронады
В два залпа смяли "Буцентавр".
На помощь флагману Вильнёва
Приходит грозный "Редутабль".
Он в абордаж, крепя швартовы,
Штурмует Нельсона корабль.
Стрелки на мачтах бьют прицельно,
Но адмиралу не впервой,
Отдавшись схватке безраздельно,
Схватиться с собственной судьбой.
А та, великой славы ради,
Сдалась, - и Нельсон вдруг упал
"На этот раз убили, Харди…", -
Он адъютанту прошептал.
В плечо сквозь нити эполета
Вонзился снайперский свинец,
И в полумраке лазарета
Победу ждёт ее творец.
"Левиафан", "Завоеватель"
"Марс"…, как один стальной кулак,
Дерутся! - Дрогнул неприятель,
И вот Вильнёв спускает флаг.
"Сэр, враг устал сопротивляться,
Пятнадцать кораблей в плену!"
"Да, Харди, но я думал двадцать
Забрать или пустить ко дну"…
Горячих пять часов минули,
Бой кончен, гром орудий смолк.
Всё!.. Нельсон гнёт французской пули
Уж более терпеть не мог.

Он умер, одержав победу,
Которая на век вперёд
Моря заклятому соседу
На аглицкий замок запрёт.
Матросов траурные ленты
По адмиралу скорбь хранят,
Британцы чтят его легенды,
Глотая капли Nelson's Blood.
Одетый в медь французских пушек
От океанских вод вдали
Он возвышается над сушей
И ищет взглядом корабли.

Дмитрий Маслов. "Трафальгарская битва".


Рис. 16. У.Тернер. Трафальгарская битва.

Битва при Трафальгаре была одним из крупнейших морских сражений XIX века. По количеству и качеству кораблей, а также по количеству пушек и людей флот Нельсона уступал флоту союзников (французов и испанцев). Но выучка англичан была выше (например, английским канонирам на выстрел требовалась минута, а французским и испанским - три). И немалую роль в этом сыграл Нельсон: он муштровал капитанов кораблей и бесконечно обсуждал с ними их задачи.

Нельсон предчувствовал, что погибнет в этом сражении. В письме другу он писал: "Я могу очень многое потерять и очень мало приобрести. Но я иду потому, что это правильно и необходимо, и я сослужу верную службу моей стране"

Его самолюбие было удовлетворено, он был любим и любил, казалось бы, ему не к чему было бросаться в сражения. Но лучшего командующего флотом у Британии не было. Это понимали руководители Адмиралтейства. Нельсона любили офицеры и матросы -- он был искренним и добрым человеком. Известны случаи, когда он вернул уже ушедший фрегат только ради того, чтобы отправить письмо одного гардемарина. В другой раз, заметив у молодого офицера боязнь высоты, Нельсон предложил на спор, кто быстрее, подняться на мачту. Соревнуясь с самим Нельсоном, ободряемый его примером, офицер преодолел свой страх.

Широко известно, что одним из секретов военных успехов Нельсона были дисциплинированные, сплоченные, великолепно обученные экипажи его кораблей. Но редко кто вспоминает, что эти команды Нельсон создавал собственными руками из вчерашних авантюристов и уголовников, которыми комплектовался британский флот в его время. Огромное терпение, человечность, неравнодушие ко всем заблудшим душам требовалось Нельсону, чтобы превратить изгоев общества в профессиональных моряков. Горацио показал себя не только талантливым командиром, но и тонким психологом - ни много, ни мало он сумел вернуть смысл в неприкаянные жизни своих подопечных. Нищие и бездомные бродяги у Нельсона на кораблях становились слугами короля и гордостью Британской империи. Они учились ценить и уважать самих себя, флотскую дисциплину, крепкую морскую дружбу. Каждый матрос или канонир благодаря Нельсону прекрасно осознавал, ради чего он по многу месяцев проводит в море, пьет несвежую воду и ест испорченную пищу и ради чего, если угодно будет Богу, отдаст свою жизнь. Благодаря Нельсону они узнали себе цену, им было за что сражаться и умирать. О его подвигах, конечно, слагались легенды, пели песни.

Только с Нельсоном британский флот имел шанс на победу. А на карту в то время было поставлено само существование Англии. Наполеон готовил вторжение на остров.

Перед битвой Нельсон написал завещание. Оставлять своей второй жене ему было особенно нечего. Адмиралтейство и король не баловали Нельсона доходами. Многие завидовали ему, считали выскочкой. Он не был аристократом - но встал у руля флота в самый ответственный момент. И в большинстве случаев побеждал. Став лордом, виконтом, Нельсон остался бойцом.

"Я вверяю, - писал Нельсон в завещании, - Эмму леди Гамильтон заботам моего короля и страны. Надеюсь, что они обеспечат ее так, чтобы она могла жить в соответствии с ее рангом. Я также завещаю милосердию моей страны мою приемную дочь Горацию Нельсон Томпсон и желаю, чтобы она именовалась в будущем только Нельсон".

Наивный! Он был убежден, что его великая любовь к Эмме - вполне достаточное основание для того, чтобы правительство щедро ее обеспечило. Он не мог не знать - леди Гамильтон тысячу раз говорила ему об этом, - что в высшем обществе ее ненавидят, осуждают и презирают. Нельсон чувствовал это и сам. И, тем не менее, за несколько минут до смертельного сражения он поручает два самых дорогих для него существа заботе короля! Говорили, что, когда через несколько недель Эмме стало известно содержание этого завещания, она воскликнула: "Каким же ребенком был мой Нельсон!" Король и правительство так никогда и не исполнили последнюю волю национального героя Англии. Остаток своей жизни Эмме Гамильтон суждено было провести в тяжелой нужде и лишениях. А Горация так и не узнала, что он на самом деле был ее отцом.

Сражение было жестоким и кровопролитным и закончилось полной победой англичан. Морские планы Наполеона были полностью разрушены. Он был вынужден отказаться от нападения на Англию и полностью сосредоточился на сухопутных операциях.

Нельсон был смертельно ранен, но не оставил командования флотом. Он позволил себе умереть лишь после того, как получил известие о победе. "Мы захватили 15 кораблей, сэр!". "Жаль, я рассчитывал на 20". На самом деле было захвачено 18 кораблей.


Рис. 17. Барельефы на колонне Нельсона в Лондоне.
На правом - ранение Нельсона при Трафальгаре.

Прогрессии в карте Нельсона показывают, что он был вполне готов к встрече с Богом.

МС = 60 = Нептун
Asc = 0 = Юпитер
Марс = 120 = Нептун

А на возможность смертельного ранения указывает Уран, по солнечной дуге вышедший на Dsc и оппозицию с Марсом.

Уход Нельсона был величественен. Такого салюта, наверное, не удостоился ни один из флотоводцев. А в Лондон его везли в бочке с ромом. Говорят, матросы отпивали потихоньку ром из бочки. С тех пор в морском слэнге появилось выражение "пустить кровь адмиралу", а ром получил прозвище "кровь Нельсона".

Нельсон вошел в плоть и кровь не только британского флота. Сегодня уже мало кто знает, что черные галстуки или шейные платки, а также черные ленточки бескозырок в костюмах моряков многих стран являются знаками траура по Нельсону, а три белые полоски на матросских воротничках символизируют три наибольшие победы великого адмирала: под Абу Киром, под Копенгагеном и Трафальгаром. Мода эта пошла от костюмов, сшитых в 1846 году для экипажа яхты короля Эдварда VII.

7. Причины и следствия

Но вернемся снова к адмиралу Трайону. Что же произошло в фатальный день 22 июня 1893 года с великолепным тактиком, мастером флотских перестроений?


Рис. 18. Транзиты к карте адмирала Трайона 22 июня 1893 года

Судя по транзитам, он должен был встретиться с неожиданностью - Уран на Dsc адмирала. Для Тельца на Asc это могло быть нелегко. Кроме того, ситуация была проверкой его интеллекта, глазомера - Узлы в квадрате, Марс в оппозиции к Меркурию Трайона. Как видим, ретроградный Меркурий в окружении Луны и Нептуна в этот раз был не на высоте. Не исключено, что у адмирала были нарушения работы мелких сосудов (Меркурий), либо даже микроинсульт или другое нарушение мозгового кровообращения.

Это был также день искушений и жесткой проверки для его Марса, то есть способности проявлять волю, действовать в экстремальных ситуациях - Плутон в оппозиции, Черная Луна в соединении с Марсом адмирала. Поскольку Марс в Стрельце, вероятно, была затронута печень. Причем Марс уже был поражен ранее Нептуном, так что могла быть и аллергия, и нарушение кроветворной функции. В общем, мы видим, что адмирал был, скорее всего, не в форме. Он был выбит из колеи, и возраст дал себя знать - реакция была уже не та.

Предшествующее затмение 16 апреля 1893 года было полным, адмирал мог его наблюдать в той или иной фазе, поскольку область наилучшей видимости затмения попадала в экваториальные и тропические широты северного полушария. Планеты затмения сильно повреждают карту адмирала. Для него это затмение фатально.


Рис. 19. Карта адмирала Трайона и полное затмение 16 апреля 1893 года

Но транзиты транзитами, а вот целый массив угрожающих солнечных дуг показывает, что это был фатальный год.

- Солнце = 180 = Сатурн (завершение жизни)
- Меркурий = 45 = Уран, = 90 = Черная Луна (ошибочное мышление)
- Марс = 0 = Южный Узел (расплата по долгам)
- Юпитер = 90 = Меркурий; = 45 = Марс (азартное мышление и действие)
- Уран = 90 = МС (крах карьеры и репутации)
- Asc = 90 = Плутон

В прогрессиях Марс в соединении с Нептуном. Это важнейший аспект, повторяющий уже прошедший транзит. Воля размыта. Цели неопределенные. Вся степень угрозы этой прогрессии становится ясна, когда видишь, что Марс в радиксе в VIII доме, соединение произошло в Х доме, и обе планеты управляют XII домом.

Прогрессивный куспид VIII в средней точке Марс/Плутон и в секстилях к ним обоим. Как и прогрессивная Венера (хозяйка I дома). Этот аспект описывает влечение к смерти, последнюю любовь адмирала…

Неужели адмирал хотел погибнуть? Или недооценивал опасность? Все произошло быстро, и до последних минут казалось, что корабль сможет остаться на плаву или выброситься на мель. Внешне поведение Трайона выглядело просто как рассеянность, из которой он вышел за минуту до катастрофы.

Возможно Трайон был заворожен странным совпадением: на другой "Виктории", но тоже флагманском корабле Средиземноморского флота, 21 октября 1805 года в сражении под Трафальгаром погиб другой адмирал - лорд Горацио Нельсон.


Рис. 20. Еще раз линкор "Виктория"

Две "Виктории", два адмирала.

Что, если Трайон - это Нельсон почти век спустя? К моменту рождения Трайона Нельсону могло бы быть 73 с небольшим года. Он погиб рано, в расцвете славы, на вершине достижений (хотя и не физических сил).

И, может быть, он уходил, чтобы вернуться.

В том, что их перекличка во времени не случайна, убеждают солнечные дуги в карте Нельсона на дату рождения Трайона: 6 соединений (особенно впечатляет выход Северного Узла на Солнце и Солнца - на Плутон), а всего 18 мажорных аспектов!


Рис. 21. Солнечные дуги в карте Нельсона на момент рождения Трайона

С рождением Трайона судьба Нельсона будет, наконец, завершена. Его активность прекратится (Сатурн выходит на Dsc и становится в оппозицию к Марсу), его судьба исполнится (Марс и Asc в оппозиции к Кресту Судьбы), его индивидуальность и эволюционная задача объединятся (Северный Узел выходит на Солнце), его экспансия завершится (Юпитер выходит на Сатурн), хотя его цели будут омрачены (Черная Луна в квадрате к МС). Его душа трансформируется (Плутон в оппозиции к Луне) и, может быть, будет прощена (Луна в квадрате к Нептуну). Но два последних аспекта можно трактовать и по-другому…

Конечно, в чем истинный смысл переплетения судеб двух кораблей и двух адмиралов -- это тайна. Мы можем лишь догадаться о ее существовании. И все же, как минимум, две версии можно вообразить.

Первая версия - историческая. "История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса" (Г.Гегель). Трайон - это отражение Нельсона почти век спустя. Оба -- ведущие тактики ВМФ Британии, оба командуют ведущей эскадрой и кораблями с гордым названием "Победа". Но, если уход Нельсона выбран неким Сценаристом как символ вершины империи, то уход Трайона - как символ ее системного кризиса. Катастрофа при Триполи - отражение Трафальгарской битвы в кривом зеркале истории. Версия, заманчивая для историка и, в общем, вполне имеющая право на существование.

Вторая версия - эзотерическая. Нельсон, оскорбленный до глубины души невниманием власть имущих к любимой женщине и к своей дочери, возвращается в облике Трайона, и, дослужившись до своей же должности и получив под командование "Викторию" -- "новую инкарнацию" флагмана эскадры, мстит истеблишменту, а заодно показывает слабость и кризис империи всему миру.

Причем эти версии друг другу не противоречат. Не ясно лишь, чем виноваты 359 погибших вместе с броненосцем и адмиралом. С другой стороны, прозрачный намек на плачевное состояние плавучести кораблей британского флота был необходим. После громкой катастрофы и строить корабли, и управлять ими стали лучше, а это спасло немало жизней.

Ясно одно: Нельсон на линкоре "Виктория" при Трафальгаре - вершина славы британского флота. Трайон на броненосце "Виктория" у Триполи - начало ее заката. Да покоятся они с миром.

Символична разная судьба кораблей с одним и тем же гордым названием.

Трехпалубный линкор до сих пор - корабль N1 Королевского флота. Судно было списано из состава действующего флота в начале XIX столетия, лишено мачт и превращено в плавучий склад; однако в начале нашего столетия оно было восстановлено в прежнем виде и до сего дня числится на службе с командиром и командой, состоящей, правда, не из матросов и канониров, а из гидов. В годовщину битвы при Трафальгаре на его мачте поднимается легендарный призыв Нельсона: "Англия ждет, что каждый исполнит свой долг".

В честь Трафальгарской битвы названа лондонская площадь, и в ее центре - высокая колонна с трехметровой статуей Нельсона наверху, откуда адмиралу видно море.

А место, где затонул броненосец, долго оставалось неизвестным. И лишь в начале ХХI века в результате длительных и настойчивых поисков его нашел известный дайвер Кристиан Фрэнсис. "Виктория" вошла в ил на две трети своей длины, стоя вертикально. Это совершенно необычное положение объясняется колоссальной тяжестью передних орудийных башен. Но их уже не видно. Броненосец торчит из ила, как гигантский палец. Как памятник империи, перешедшей от парусов к броне.

Как подводная колонна адмирала Трайона.

* "Викторию" можно было спасти, затопив кормовые отсеки левого борта и спрямив корабль, что доказал на модели этого броненосца адмирал С.О. Макаров. Впрочем, у английских броненосцев был "врожденный" порок - считавшиеся водонепроницаемыми палубы были пронизаны люками, двери в переборках не закрывались, да и последние не доходили до водонепроницаемых палуб.

У вице-адмирала Трайона и капитана Бурка были все шансы избежать если не аварии, то, во всяком случае, столь тяжелых последствий. Но ни тот, ни другой не воспользовались возможностью спасти поврежденный корабль или хотя бы большую часть его экипажа.

Совершенно очевидно, что адмирал Маркхэм, капитаны Бурк и Джонстон отлично сознавали опасность, которую таил маневр, задуманный командиром эскадры. И, тем не менее, предпочли следовать уставу, а не здравому смыслу

Главная же ошибка Трайона состояла в том, что адмирал пренебрегал изучением свойств вверенных ему кораблей, считая это уделом механиков и трюмных. "Если бы только один адмирал Трайон не вникал в вопрос о переборках, - писал один из основоположников учения о непотопляемости корабля, русский адмирал С.О. Макаров, - то его можно было бы обвинить, но так как почти никто из адмиралов ни в одном флоте этим делом специально не занимался, то, следовательно, все виноваты или никто не виноват". Расследование катастрофы показало, как глубоко был прав русский флотоводец. В английском флоте не нашлось ни одного моряка, знавшего проблемы непотопляемости, и в качестве эксперта пришлось пригласить Уильяма Уайта, строителя "Виктории".

На суде действия личного состава погибшего броненосца признали совершенно правильными. До последнего момента на корабле поддерживалась идеальная дисциплина. Попытки сохранить броненосец на плаву оказались безуспешными, так как экипаж располагал слишком малым временем, чтобы предпринять эффективные меры для его спасения. Относительно большое число жертв катастрофы (359 человек) объяснялось тем, что много людей, особенно членов машинной команды и кочегаров, погибло на боевых постах, до последней минуты обеспечивая работу динамомашин и водоотливных средств. Часть из тех, кто оказался в воде, покалечились и погибли, когда при опрокидывании "Виктории" прыгали за борт через вращающийся винт корабля. Еще больше моряков было убито всплывающими из глубины обломками рангоута, шлюпок и т.д. Кроме того, со всей очевидностью встал вопрос о том, что значительная часть экипажей не умеет плавать (особенно много таковых - среди морских пехотинцев). В дальнейшем эту проблему решили чисто административным путем: обучение плаванию стало обязательным.

Главной причиной катастрофы стала ошибка вице-адмирала Трайона, неправильно рассчитавшего маневр. Но все обвинения с него сняли в связи с гибелью адмирала вместе с броненосцем. Младшего флагмана оправдали, хотя и вынесли частное определение: он виновен в том, что не предупредил командующего об опасности проведения маневра, который считал невыполнимым. Все спасшиеся офицеры штаба и броненосца "Виктория" были освобождены от судебной ответственности. Ведь любые их действия, предпринятые без приказа командующего флотом, являлись бы дискредитацией действий адмирала, граничащей с грубейшим нарушением дисциплины. Командиру "Кампердауна" Адмиралтейство объявило порицание за то, что он, предвидя столкновение, не сделал вовремя соответствующих распоряжений, тем самым поставив свой корабль в опасное положение.

"Виктория" представляла родившийся в Англии тип линкора, известный как "броненосный таран". Примечательно, что английское слово "ram" в переводе означает не только "таран", но и "баран" - это произошло явно из-за традиции античных кораблестроителей украшать шпироны своих триер отлитым из бронзы наконечником в виде головы барана. Поэтому словосочетание "armoured ram" можно перевести и как "броненосный баран". Весьма символично: корабли-тараны нередко вели себя подобно этим животным.

В статье использованы материалы со следующих сайтов:
http://www.stihi.ru/2009/04/30/2871/
http://korablekrusheniya.info/;
http://www.darkgrot.ru/cult/momento-mori/korablekrusheniya/article/2544/
http://www.suite101.com/content/admirals-ghost-tells-his-deat-a25163
http://windgammers.narod.ru/Korabli/Victory.html
http://lebanondivers.com/gallery.php

А также цитируется книга:
В.Трухановский. "Адмирал Нельсон" http://www.langust.ru/review/nelson.shtml

И статья:
Дм. Зубов. "Человек без границ". http://c-cafe.ru/days/bio/33/nelson.php

Все картины ошеломляюще гениального У.Тернера можно увидеть здесь:
http://www.wm-painting.ru/MasterPieces/p19_sectionid/59

См.также:
Об авторе
Прогноз на месяц
Прогноз на 2016 г.
Прогноз на 2015 г.
Прогноз на 2014 г.
Прогноз на 2013 г.
Заочный курс
Консультация
Книги А.Агафонова

Подписаться на
"Новости Урании"



 


© ООО "Мир Урании" - астрологическое издательство, 2007 - 2017 г.
Свободная перепечатка астрологических прогнозов и статей запрещена!
Реклама на портале, вебмастер: webmaster@urania.ru


ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ: